Работа над звуком "Л"
Страница 1 из 1
Работа над звуком "Л"
СОНОРНЫЙ ЗВУК Л И Л'
При произнесении звука [Л]:
– губы принимают положение в зависимости от следующего гласного;
зубы разомкнуты;
– кончик языка поднимается и прижимается
к основаниям верхних резцов;
– передняя и средняя части спинки языка опускается, корневая часть приподнимается и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность;
– боковые края языка опущены и пропускают выходящую воздушную струю;
– воздушная струя слабая;
– мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
– голосовые связки колеблются, производя голос.
При произнесении звука [Л’]:
– артикуляция отличается тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны;
– переднее-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твёрдому нёбу и несколько продвигается вперёд;
– задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена.
Автоматизация и дифференциация сонорных звуков
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].
ла-лы-ло-лу ла-лы-лы-лы
лы-ло-лу-ла лы-ла-ла-ла
ло-лу-ла-лы ло-лу-лу-лу
лу-ла-лы-ло лу-ло-ло-ло
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].
Лада, лак, лама, Лана, лавка, лайка, ласты, ласточка, ландыш.
Была, вела, дела, жила, зола, мала, пила, скала, спала, булавка, палатка.
Бегала, видела, дула, обидела, одела, писала, просила, резала, сидела, тянула, устала, хотела.
Лыжи, лыжник, лыжница, лыжный, лысина, лысый.
Булыжник, волы, столы, улыбка, малыш.
Белый, вилы, вялый, каналы, каникулы, малыши, пчёлы.
Лоб, лов, ловко, лодка, ложка, лом, лошадь.
Болото, колодец, колонка, поломка, голодный, холодный.
Лужа, лук, луковица, лунный, лунка, лучше, лучший, Луша.
Луна, лужайка, лукошко, голубь, голубцы, голубой, палуба.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].
бла-бло-блу кла-кло-клу шла-шло-шлу
вла-вло-влу пла-пло-плу хла-хло-хлу
гла-гло-глу сла-сло-слу блы-глы-злы
зла-зло-злу фла-фло-флу клы-плы-слы
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].
Блок, блошка, блузка, благодарить, глазки, глобус, глупость, глупый, гладкий, гладить, зло, злой, злость, клад, кладовка, Клава, класс, классный, пласт, пластик, пластмасса, пластилин, плавать, пловец, плот, плут, плутовка, слабый, Слава, сладкий, слог, слух, слушать, послушный, флаг, флажок, флот, флоксы, хлопок, хлопать, хлыст, шла, пришла.
Светло, текло, стекло, тепло.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Л].
Мила сидела на лавке. Лада купила ландыши. Лана пила молоко. Володя нёс холодную воду. Луша сажала луковицы в лунки. У Славы юла. Лыжники идут по лыжне. Мама готовила голубцы. Лошадь увязла в болоте. Клава ушибла локоть. На халате вышиты ласточки.
Выучить потешки, отработав произношение звука [Л].
Без огня, в пустой печи
Пекла Луша калачи.
Мила в лодке плыла,
«Кока-колу» пила,
Колокольчик вышивала.
— Ла-ла-ла-ла, — напевала.
Мята, мята, вся примята.
В мяте ёлка, в ней светёлка
В светёлке голубушка,
Моя внучка Любушка.
Посылали молодицу
По холодную водицу.
Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Л].
... яблоко!
Оно Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто!
(А.С. Пушкин)
Отгадать и выучить загадки, отработав произношение звука [Л] в словах.
Стоит копна, спереди вилы, сзади метла.
(Корова)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л].
ЯБЛОКО
Мила принесла спелые яблоки и положила на стол. Одно яблоко скатилось со стола и упало на пол.
Кошка стала катать яблоко. Мила подняла яблоко, а кошке дала клубок.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].
ал-ыл-ел ял-ил-ёл
ыл-ел-ал ил-ел-ял
ел-ал-ыл ел–ял-ил
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].
Бал, вал, вокзал, галка, дал, жал, жалко, зал, залп, мал, металл, мочалка, палка, писал, спал, скучал, стучал, фиалка. Паял.
Был, бутылка, выл, жил, забыл, завыл, мыл, мылся, ныл,
рыл, стыл, шил. ...
Бил, вил, вилка, вился, водил, возил, косил, мил, Нил, носил, носилки, пилка, поилка, силки, таил, тащил.
Вол, волк, гол, зол, кол, колкий, мол, молния, пол, полк, полный, стол, тол, холл, холить, холка, холм, футбол.
Вёл, козёл, котёл, мёл, метёлка, пчёлка, посёлок, новосёл, осёл, шёл, шёлк, щёлкать.
Белка, мел, мелко, мелкий, пел, сопел, сидел, успел, хотел, шипел.
Обул, вынул, выгнул, дунул, согнул, скинул, стул, окунул, плюнул, топнул, шепнул, щипнул.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Л].
Волк увидел белку. Михаил вымыл бокал. Павел починил стул. На балконе — фиалки. Слава подмёл пол метёлкой. У Аллы скакалка. Кирилл налил воду в поилку. Вова любит футбол. Витя положил халву на стол. Дима разбил бутылку.
Выучить потешки, отработав произношение звука [Л].
Иголка, иголка
Ты тонка и колка.
Петя был мал
Он мяту мял.
У ёлки
Иголки колки.
Проговаривать скороговорку, отработав произношение звука [Л].
Мила — болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.
Отгадать и выучить загадку, отработав произношение звука [Л] в словах.
Ползун ползёт,
Иголки везёт.
(Ёж)
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л].
Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети взяли снегу. Они клали куклу.
Кукла вышла славная. Глаза куклы были угли.
(по Л.Толстому)
Ваня сел на пень, и пень у него был конь.
Ваня взял плеть и гнал коня.
(по Л.Толстому)
ВОЛОДИНА ШУТКА
(иллюстрация 26)
Николай шёл в школу. За ним бежал пёс Лоцман и тащил в зубах сумку. Увидел это Володя и захотел подшутить над Николаем. Он подошёл к Лоцману и дал ему косточку. Лоцман взял косточку, а сумку оставил. Володя подумал: «Вот Николай удивится , когда увидит в зубах Лоцмана косточку вместо сумки».
САМ ВИНОВАТ
(иллюстрация 27)
Шёл Павел в клуб и увидел собаку на цепи. Павел стал пугать собаку палкой. Собака залаяла на Павла и стала кидаться на него, но цепь не пускала собаку, и она не доставала Павла. Тогда Павел осмелел и подошёл ближе. Собака изловчилась и схватила Павла за штанину. Павел испугался и заплакал. Тут подошёл хозяин собаки, отогнал её и сказал: «Сам виноват, не обижай животных».
ВКУСНЫЕ БУЛОЧКИ.
(иллюстрация 28)
Мама испекла к полднику булочки с повидлом и ушла за молоком. Володя был голодный, а булочки вкусно пахли. Володя подвинул стул к столу и заглянул под белое полотенце. Булочек было много. Володя взял одну булочку и съел её. Булочка была вкусной. Володя взял ещё одну булочку, потом ещё. Когда появилась мама, под полотенцем лежала последняя булочка.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л']
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л'].
ли-ле-ля-лю-лё ля-лю-лё-ли-ле
ле-ля-лю-лё-ли лю-лё-ли-ле-ля
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л'].
Ляля, лямка.
Болят, велят, делянка, коляска, полянка, солянка.
Белят, пилят, солят, неделя, Оля, Валя, Галя, Коля, Миля, Поля, Толя, Уля, Филя.
Клякса, пляска, слякоть,, тля, хлястик, шляпа.
Лида, Лиза, липа, Лина, лист, листик, лифт.
Алина, Галина, долина, калина, малина, Полина, улитка.
Лимон, лимонад, листок, лицо, улица, палица, били, вили, ныли, пили.
Блин, влить, глина, длинный, злить, клин, сливы, сливки.
Лебедь, лев, левый, лейка, лента, лес, лесенка.
Билет, жалеть, колено, телега.
Левкой, ледокол, ледоход, лежать, лежанка, летать.
Валенки, колесо, маленький.
Блеск, бледный, клетка, плеск.
Лёгкий, лёд, лёжа, лён.
Далёкий, зелёный, колёса, пелёнка, селёдка, уголёк, мотылёк, самолёт, цыплёнок.
Взлёт, клён, плёнка, плётка, шлёпать.
Люба, Люда, люди, лютик, лютый, люстра.
Велю, делю, колю, мелю, пилю, полю, шалю.
Любимый, любой, любоваться, полюс.
Клюв, клюква, клюнуть, ключ, клюшка, хлюпать.
Даль, жаль, медаль, педаль, сталь, шаль.
Мальчик, пальчик, пальма.
Пальто.
Паяльник, рояль.
Быль, крылья, костыль, пыль, мыльный.
Пыльца, рыльце.
Будильник, гильза, килька, сильный, шпилька.
Боль, моль, роль, соль, фасоль.
Пульс, пулька.
Тюль, вестибюль, июль.
Тюльпан.
Ель, мель, метель, постель, сельдь.
Дельфин.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Л'].
Лида и Лена сидели под липой. Алина и Люда пили лимонад. Над калиной вились мотыльки. Полина любит малину со сливками. Коля и Валя мыли лестницу. Лев сидит в клетке. Люба поливает лилии. Толя любуется лебедем. У калитки — тополь. Оля и Уля обули валенки. На листке левкоя — маленькая улитка.
Выучить потешки, отработав произношение звука [Л'].
Оля, Оля маленькая,
Оленька удаленькая.
Люли, люли, люлюшки,
Прилетели гулюшки.
Гули, гули, гулюшки
Сели возле люлюшки.
Летели две птички,
Собой невелички.
Отработав произношение звука [Л'] в словах, проговаривать скороговорку.
Летели лебеди с лебедятами.
Выучить стихотворения, отработав произношение звука [Л']
На полянке, на зелёной
Посидели мы под клёном,
Пошалили, почитали,
А потом читать устали,
Взяли лютиков букет,
Побежали на обед.
На полянке два козлёнка
Ждут козу и блеют тонко:
— Me! Тебя ждут два сынка,
Дай нам, мама, молока.
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л'].
ЛЯЛЯ
Ляля маленькая. Она лежит в пелёнках. Лиза и Лида катали Лялю в коляске, а потом поставили коляску под клён. Они отгоняли от Ляли мотыльков. Пусть маленькая Ляля спит.
АЛЁНА И ПОЛЯ
(иллюстрация 29)
Алёна и Поля ходили в поликлинику к окулисту. Потом они гуляли на поляне у поликлиники и плели венки из лютиков. После они зашли в магазин и купили хлеб, вафли, сливки и лимоны.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]-[Л']
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Л], [Л']
ла-ля ля-ла ла-ля-ла
лы-ли ли-лы лы-ли-лы
ло-лё лё-ло лё-ло-лё
лу-лю лю-лу лю-лу-лю
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Л], [Л'].
лак — ляг лодка — Лёвка
лампа — лямка лук — люк
лыко — липа тол — толь
лысый — лисий мел — мель
Проговаривать слоги и слова, чётко произнося звуки [Л], [Л'].
ла-ля-ла — Дядя и пчела
лы-ли-лы — лилии
ло-лё-ло — Лёва и седло
лу-лю-лу — люстра
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Л], [Л'].
Лёва катался в лодке. Клава любит лимонад. Мила поливает лук. Володя белит потолок. Пчела села на лилию. Михаил пошёл на пляж. Луша, сажала левкои на балконе» Лена пила компот из яблок и слив. Алина качалась на качелях. Лев охотился в джунглях.
Отработав произношение звуков [Л], [Л'] в словах, проговаривать двустишия.
Лук Алёнка поливала,
Поскользнулась и упала.
На лугу гуляла Лина,
Там малина и калина.
Выучить потешку, отработав произношение звуков [Л], [Л'].
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидела,
Головой вертела.
Совушка-совушка,
Большая головушка,
Где ты живала?
Где ты бывала? —
Живала я, совушка,
Большая головушка,
В тёмных лесищах,
В глубоких дуплищах.
Выучить стихотворение, отработав произношение звуков [Л] [Л'].
ЦЫПЛЁНОК И МОТЫЛЁК
Цыплёнок клювом мотылька
Поймать пытается.
Пока Он мотылька хотел поймать,
Его обедать стали звать.
Когда обедать он бежал,
Он под малиною упал.
Цыплята съели весь обед,
А для него ни капли нет.
Тогда цыплёнок мотылька
Поймал и съел. И сыт пока!
ЛЕТНИЙ ДЕНЬ
Оля люпин поливает из лейки,
Лена и Люда сидят на скамейке,
Лёля малиной их всех угостит,
В небе весёлое солнце блестит.
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Л], [Л'].
НА ФЕСТИВАЛЕ
(иллюстрация 30)
Алик и Илья ходили на фестиваль мультфильмов. Мальчики увидели мультфильмы про кота Леопольда, Белоснежку, Золушку, Щелкунчика, оленёнка Бэмби. На фестивале было весело. Мальчики смеялись от души.
НА ЗАЛИВЕ
(иллюстрация 31)
Лена и Илья катались на лодке по заливу. Илья работал вёслами, а Лена сидела и напевала весёлую мелодию. Вдалеке она увидела на волнах белые лилии. Илья повёл лодку к лилиям. Лена наклонилась за лилией и упала в воду. Она испугалась и стала тонуть, Илья схватил Лену за платье и втащил в лодку. «Не шали на воде, Лена», — сказал Илья.
Отработав произношение звуков [Л], [Л'] в словах, провести подвижную игру.
КОЗЛЁНОК
Бежит козленок маленький, Бегут по кругу друг за другом.
Бежит домой за маменькой. Меняют направление движения.
Весь день в лесу малину ел, Останавливаются лицом в центр круга, ритмично приседают.
Весь день скакал и песни пел. Выполняют ритмичные прыжки на носочках.
При произнесении звука [Л]:
– губы принимают положение в зависимости от следующего гласного;
зубы разомкнуты;
– кончик языка поднимается и прижимается
к основаниям верхних резцов;
– передняя и средняя части спинки языка опускается, корневая часть приподнимается и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность;
– боковые края языка опущены и пропускают выходящую воздушную струю;
– воздушная струя слабая;
– мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
– голосовые связки колеблются, производя голос.
При произнесении звука [Л’]:
– артикуляция отличается тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны;
– переднее-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твёрдому нёбу и несколько продвигается вперёд;
– задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена.
Автоматизация и дифференциация сонорных звуков
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].
ла-лы-ло-лу ла-лы-лы-лы
лы-ло-лу-ла лы-ла-ла-ла
ло-лу-ла-лы ло-лу-лу-лу
лу-ла-лы-ло лу-ло-ло-ло
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].
Лада, лак, лама, Лана, лавка, лайка, ласты, ласточка, ландыш.
Была, вела, дела, жила, зола, мала, пила, скала, спала, булавка, палатка.
Бегала, видела, дула, обидела, одела, писала, просила, резала, сидела, тянула, устала, хотела.
Лыжи, лыжник, лыжница, лыжный, лысина, лысый.
Булыжник, волы, столы, улыбка, малыш.
Белый, вилы, вялый, каналы, каникулы, малыши, пчёлы.
Лоб, лов, ловко, лодка, ложка, лом, лошадь.
Болото, колодец, колонка, поломка, голодный, холодный.
Лужа, лук, луковица, лунный, лунка, лучше, лучший, Луша.
Луна, лужайка, лукошко, голубь, голубцы, голубой, палуба.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].
бла-бло-блу кла-кло-клу шла-шло-шлу
вла-вло-влу пла-пло-плу хла-хло-хлу
гла-гло-глу сла-сло-слу блы-глы-злы
зла-зло-злу фла-фло-флу клы-плы-слы
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].
Блок, блошка, блузка, благодарить, глазки, глобус, глупость, глупый, гладкий, гладить, зло, злой, злость, клад, кладовка, Клава, класс, классный, пласт, пластик, пластмасса, пластилин, плавать, пловец, плот, плут, плутовка, слабый, Слава, сладкий, слог, слух, слушать, послушный, флаг, флажок, флот, флоксы, хлопок, хлопать, хлыст, шла, пришла.
Светло, текло, стекло, тепло.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Л].
Мила сидела на лавке. Лада купила ландыши. Лана пила молоко. Володя нёс холодную воду. Луша сажала луковицы в лунки. У Славы юла. Лыжники идут по лыжне. Мама готовила голубцы. Лошадь увязла в болоте. Клава ушибла локоть. На халате вышиты ласточки.
Выучить потешки, отработав произношение звука [Л].
Без огня, в пустой печи
Пекла Луша калачи.
Мила в лодке плыла,
«Кока-колу» пила,
Колокольчик вышивала.
— Ла-ла-ла-ла, — напевала.
Мята, мята, вся примята.
В мяте ёлка, в ней светёлка
В светёлке голубушка,
Моя внучка Любушка.
Посылали молодицу
По холодную водицу.
Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Л].
... яблоко!
Оно Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто!
(А.С. Пушкин)
Отгадать и выучить загадки, отработав произношение звука [Л] в словах.
Стоит копна, спереди вилы, сзади метла.
(Корова)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л].
ЯБЛОКО
Мила принесла спелые яблоки и положила на стол. Одно яблоко скатилось со стола и упало на пол.
Кошка стала катать яблоко. Мила подняла яблоко, а кошке дала клубок.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].
ал-ыл-ел ял-ил-ёл
ыл-ел-ал ил-ел-ял
ел-ал-ыл ел–ял-ил
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].
Бал, вал, вокзал, галка, дал, жал, жалко, зал, залп, мал, металл, мочалка, палка, писал, спал, скучал, стучал, фиалка. Паял.
Был, бутылка, выл, жил, забыл, завыл, мыл, мылся, ныл,
рыл, стыл, шил. ...
Бил, вил, вилка, вился, водил, возил, косил, мил, Нил, носил, носилки, пилка, поилка, силки, таил, тащил.
Вол, волк, гол, зол, кол, колкий, мол, молния, пол, полк, полный, стол, тол, холл, холить, холка, холм, футбол.
Вёл, козёл, котёл, мёл, метёлка, пчёлка, посёлок, новосёл, осёл, шёл, шёлк, щёлкать.
Белка, мел, мелко, мелкий, пел, сопел, сидел, успел, хотел, шипел.
Обул, вынул, выгнул, дунул, согнул, скинул, стул, окунул, плюнул, топнул, шепнул, щипнул.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Л].
Волк увидел белку. Михаил вымыл бокал. Павел починил стул. На балконе — фиалки. Слава подмёл пол метёлкой. У Аллы скакалка. Кирилл налил воду в поилку. Вова любит футбол. Витя положил халву на стол. Дима разбил бутылку.
Выучить потешки, отработав произношение звука [Л].
Иголка, иголка
Ты тонка и колка.
Петя был мал
Он мяту мял.
У ёлки
Иголки колки.
Проговаривать скороговорку, отработав произношение звука [Л].
Мила — болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.
Отгадать и выучить загадку, отработав произношение звука [Л] в словах.
Ползун ползёт,
Иголки везёт.
(Ёж)
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л].
Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети взяли снегу. Они клали куклу.
Кукла вышла славная. Глаза куклы были угли.
(по Л.Толстому)
Ваня сел на пень, и пень у него был конь.
Ваня взял плеть и гнал коня.
(по Л.Толстому)
ВОЛОДИНА ШУТКА
(иллюстрация 26)
Николай шёл в школу. За ним бежал пёс Лоцман и тащил в зубах сумку. Увидел это Володя и захотел подшутить над Николаем. Он подошёл к Лоцману и дал ему косточку. Лоцман взял косточку, а сумку оставил. Володя подумал: «Вот Николай удивится , когда увидит в зубах Лоцмана косточку вместо сумки».
САМ ВИНОВАТ
(иллюстрация 27)
Шёл Павел в клуб и увидел собаку на цепи. Павел стал пугать собаку палкой. Собака залаяла на Павла и стала кидаться на него, но цепь не пускала собаку, и она не доставала Павла. Тогда Павел осмелел и подошёл ближе. Собака изловчилась и схватила Павла за штанину. Павел испугался и заплакал. Тут подошёл хозяин собаки, отогнал её и сказал: «Сам виноват, не обижай животных».
ВКУСНЫЕ БУЛОЧКИ.
(иллюстрация 28)
Мама испекла к полднику булочки с повидлом и ушла за молоком. Володя был голодный, а булочки вкусно пахли. Володя подвинул стул к столу и заглянул под белое полотенце. Булочек было много. Володя взял одну булочку и съел её. Булочка была вкусной. Володя взял ещё одну булочку, потом ещё. Когда появилась мама, под полотенцем лежала последняя булочка.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л']
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л'].
ли-ле-ля-лю-лё ля-лю-лё-ли-ле
ле-ля-лю-лё-ли лю-лё-ли-ле-ля
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л'].
Ляля, лямка.
Болят, велят, делянка, коляска, полянка, солянка.
Белят, пилят, солят, неделя, Оля, Валя, Галя, Коля, Миля, Поля, Толя, Уля, Филя.
Клякса, пляска, слякоть,, тля, хлястик, шляпа.
Лида, Лиза, липа, Лина, лист, листик, лифт.
Алина, Галина, долина, калина, малина, Полина, улитка.
Лимон, лимонад, листок, лицо, улица, палица, били, вили, ныли, пили.
Блин, влить, глина, длинный, злить, клин, сливы, сливки.
Лебедь, лев, левый, лейка, лента, лес, лесенка.
Билет, жалеть, колено, телега.
Левкой, ледокол, ледоход, лежать, лежанка, летать.
Валенки, колесо, маленький.
Блеск, бледный, клетка, плеск.
Лёгкий, лёд, лёжа, лён.
Далёкий, зелёный, колёса, пелёнка, селёдка, уголёк, мотылёк, самолёт, цыплёнок.
Взлёт, клён, плёнка, плётка, шлёпать.
Люба, Люда, люди, лютик, лютый, люстра.
Велю, делю, колю, мелю, пилю, полю, шалю.
Любимый, любой, любоваться, полюс.
Клюв, клюква, клюнуть, ключ, клюшка, хлюпать.
Даль, жаль, медаль, педаль, сталь, шаль.
Мальчик, пальчик, пальма.
Пальто.
Паяльник, рояль.
Быль, крылья, костыль, пыль, мыльный.
Пыльца, рыльце.
Будильник, гильза, килька, сильный, шпилька.
Боль, моль, роль, соль, фасоль.
Пульс, пулька.
Тюль, вестибюль, июль.
Тюльпан.
Ель, мель, метель, постель, сельдь.
Дельфин.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Л'].
Лида и Лена сидели под липой. Алина и Люда пили лимонад. Над калиной вились мотыльки. Полина любит малину со сливками. Коля и Валя мыли лестницу. Лев сидит в клетке. Люба поливает лилии. Толя любуется лебедем. У калитки — тополь. Оля и Уля обули валенки. На листке левкоя — маленькая улитка.
Выучить потешки, отработав произношение звука [Л'].
Оля, Оля маленькая,
Оленька удаленькая.
Люли, люли, люлюшки,
Прилетели гулюшки.
Гули, гули, гулюшки
Сели возле люлюшки.
Летели две птички,
Собой невелички.
Отработав произношение звука [Л'] в словах, проговаривать скороговорку.
Летели лебеди с лебедятами.
Выучить стихотворения, отработав произношение звука [Л']
На полянке, на зелёной
Посидели мы под клёном,
Пошалили, почитали,
А потом читать устали,
Взяли лютиков букет,
Побежали на обед.
На полянке два козлёнка
Ждут козу и блеют тонко:
— Me! Тебя ждут два сынка,
Дай нам, мама, молока.
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л'].
ЛЯЛЯ
Ляля маленькая. Она лежит в пелёнках. Лиза и Лида катали Лялю в коляске, а потом поставили коляску под клён. Они отгоняли от Ляли мотыльков. Пусть маленькая Ляля спит.
АЛЁНА И ПОЛЯ
(иллюстрация 29)
Алёна и Поля ходили в поликлинику к окулисту. Потом они гуляли на поляне у поликлиники и плели венки из лютиков. После они зашли в магазин и купили хлеб, вафли, сливки и лимоны.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]-[Л']
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Л], [Л']
ла-ля ля-ла ла-ля-ла
лы-ли ли-лы лы-ли-лы
ло-лё лё-ло лё-ло-лё
лу-лю лю-лу лю-лу-лю
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Л], [Л'].
лак — ляг лодка — Лёвка
лампа — лямка лук — люк
лыко — липа тол — толь
лысый — лисий мел — мель
Проговаривать слоги и слова, чётко произнося звуки [Л], [Л'].
ла-ля-ла — Дядя и пчела
лы-ли-лы — лилии
ло-лё-ло — Лёва и седло
лу-лю-лу — люстра
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Л], [Л'].
Лёва катался в лодке. Клава любит лимонад. Мила поливает лук. Володя белит потолок. Пчела села на лилию. Михаил пошёл на пляж. Луша, сажала левкои на балконе» Лена пила компот из яблок и слив. Алина качалась на качелях. Лев охотился в джунглях.
Отработав произношение звуков [Л], [Л'] в словах, проговаривать двустишия.
Лук Алёнка поливала,
Поскользнулась и упала.
На лугу гуляла Лина,
Там малина и калина.
Выучить потешку, отработав произношение звуков [Л], [Л'].
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидела,
Головой вертела.
Совушка-совушка,
Большая головушка,
Где ты живала?
Где ты бывала? —
Живала я, совушка,
Большая головушка,
В тёмных лесищах,
В глубоких дуплищах.
Выучить стихотворение, отработав произношение звуков [Л] [Л'].
ЦЫПЛЁНОК И МОТЫЛЁК
Цыплёнок клювом мотылька
Поймать пытается.
Пока Он мотылька хотел поймать,
Его обедать стали звать.
Когда обедать он бежал,
Он под малиною упал.
Цыплята съели весь обед,
А для него ни капли нет.
Тогда цыплёнок мотылька
Поймал и съел. И сыт пока!
ЛЕТНИЙ ДЕНЬ
Оля люпин поливает из лейки,
Лена и Люда сидят на скамейке,
Лёля малиной их всех угостит,
В небе весёлое солнце блестит.
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Л], [Л'].
НА ФЕСТИВАЛЕ
(иллюстрация 30)
Алик и Илья ходили на фестиваль мультфильмов. Мальчики увидели мультфильмы про кота Леопольда, Белоснежку, Золушку, Щелкунчика, оленёнка Бэмби. На фестивале было весело. Мальчики смеялись от души.
НА ЗАЛИВЕ
(иллюстрация 31)
Лена и Илья катались на лодке по заливу. Илья работал вёслами, а Лена сидела и напевала весёлую мелодию. Вдалеке она увидела на волнах белые лилии. Илья повёл лодку к лилиям. Лена наклонилась за лилией и упала в воду. Она испугалась и стала тонуть, Илья схватил Лену за платье и втащил в лодку. «Не шали на воде, Лена», — сказал Илья.
Отработав произношение звуков [Л], [Л'] в словах, провести подвижную игру.
КОЗЛЁНОК
Бежит козленок маленький, Бегут по кругу друг за другом.
Бежит домой за маменькой. Меняют направление движения.
Весь день в лесу малину ел, Останавливаются лицом в центр круга, ритмично приседают.
Весь день скакал и песни пел. Выполняют ритмичные прыжки на носочках.
Похожие темы
» Работа над звуком "С"
» Работа над звуком "З"
» Работа над звуком "Ц"
» Работа над звуком "Р"
» Работа над звуком "Р'"
» Работа над звуком "З"
» Работа над звуком "Ц"
» Работа над звуком "Р"
» Работа над звуком "Р'"
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|