Работа над звуком "Р"
Страница 1 из 1
Работа над звуком "Р"
СОНОРНЫЙ ЗВУК Р И Р'
Уклад органов артикуляции.
При произнесении звука [Р] органы артикуляционного аппарата располагаются следующим образом:
– губы слегка растянуты;
– зубы разомкнуты;
– боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
– кончик языка, весь передний его край подняты и неплотно прилегают к альвеолам верхних резцов и вибрируют под напором выдыхаемого воздуха;
– мягкое нёбо поднято и закрывает прохождение струи в нос;
– голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
При произнесении звука [Р’]:
– губы растянуты в улыбке больше, чем при звуке [Р];
– язык: дополнительный подъём спинки языка к нёбу и перемещение его вперёд, а так же более низкое положение кончика языка;
– мягкое нёбо поднято и закрывает прохождение струи в нос;
– голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р]
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ - ДР-
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р]
дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].
Драка, драный, драться.
Драже, драчун, дрова, дрожать.
Вёдра, выдра, пудра, эскадра.
Бодрость, мудрость. __
Дрыгать, дрын.
Кадры, кедры, щедрый.
Дровни, дрозд, дрок, дроссель.
Друг, дружба, дружный дружить, другой.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ - ТР-
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].
тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].
Травка, травма, трап, трасса.
Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.
Быстрая, завтра, завтрак, завтракать, стража, страна, страница, странный, странник, острая, пёстрая, штраф, шустрая.
Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость. Метро, стройка, патрон. Трубка, труд, трудный. Трубить, трудиться.
Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ -ДР-, -ТР-
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].
Друзья поднимаются по трапу. На стройку мы приехали в трамвае. У матроса трубка. Подруги увидели страуса. Дрозды — дружные птицы. В нашей стране много кедра. Дрова лежат на траве. Ведро стоит около костра. На этой странице нарисован театр. Завтра мы поедем на метро.
Выучить скороговорки, отработав произношение звука [Р].
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
На травке тропка, травка на тропке.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].
ра-ры-рэ-ро-ру
ры-рэ-ро-ру-ра
рэ-ро-ру-ра-ры
ро-ру-ра-ры-рэ
ру-ра-ры-рэ-ро
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].
Рад, рада, радость, радуга, радио, рак, раковина, рама, рана.
Баран, баранка, буран, варан, гараж, дыра, жара, жираф, нора, пора, парад, ура, Чебурашка, шарада.
Работа, работник, рабочий, работать, ракета, ракетный, ракетчик, рассказ, расчёска, расчёсывать.
Барабан, карандаш, муравей, парашют, пирамида, сарафан, ураган, фара, царапать.
Рыба, рыбный, рыжий, рыжик, рынок, рысь, рыть, рытвина, рыхлый.
Дары, дворы, комары, топоры.
Базары, боксёры, бульвары, горы, дыры, куры, мундиры, норы, помидоры, товары, уборы.
Рубка, руки, русский, русый, ручка.
Кукуруза.
Рубанок, рубильник, рубить, ружьё, рукав, рукавица, румянец, ручной.
Ров, ровный, рог, род, родина, рожки, роза, розовый, Рома, рослый.
Ворона, ворота, горох, жирок, коробка, корова, короткий, макароны, сорока, творог, урок, хороший.
Проговаривать слоги и слова, чётко произнося звук [Р].
ра-ра-ра — у лисы нора
ро-ро-ро — новое ведро
РУ-РУ-РУ — ягод наберу
ры-ры-ры — летят комары
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].
У Раи розовые розы. Рома собирает рыжики. Ира читает рассказ. Юра — барабанщик. Вера ест пирожное. На морозе нужны рукавицы. В огороде растёт кукуруза. У мамы оранжевый сарафан. Катя собирает помидоры.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].
бра-бры-бро-бру
вра-вры-вро-вру
гра-гры-гро-гру
кра-кры-кро-кру
пра-пры-про-пру
фра-фры-фро-фру
хра-хры-хро-хру
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].
Бравый, брак, брат, брасс.
Кобра.
Брызги, брынза.
Бровь, брод, бром, бронхи, бросить, брошка.
Брус, брусья.
Брусника.
Враг, врать, врач.
Врыть.
Ковры.
Вру, врубить, вручить.
Вроде, врос.
Грамота, грань, .грач.
Граница, графин, виноград.
Грызун, грызть.
Грубый, грудь, груши.
Гроздь, грозный, грозы, громко, грохот.
Краб, кран, краска, красить, красный.
Крапива, красивый.
Круг, кружка, кружит.
Вокруг.
Кролик, кромка, крот, крошка.
Крыса, крыша, крышка.
Правда, прачка.
Направо.
Пруд, пружина.
Прыгать, прыжок.
Провод, проводка.
Фронт, фрукты.
Цифра.
Хранить, храп, храпеть.
Хрупкий, хруст.
Охрана, сохранить.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].
На краю стола гроздь винограда. В кружке красная брусника. Брат прыгнул в пруд. Груша — это фрукт.
Крыса — грызун. На крыше грачи. Прачка стирает простыни. Фрося принесла кролику прутики.
Водопроводчик чинит кран.
Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Р].
Любит Груша виноград,
Любит груши Груша.
Фрукты Груше купит брат,
Груша будет кушать.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].
ар-яр яр-ар ар-яр-ар
ор-ёр ёр-ор ор-ёр-ор
ур-юр юр-ур ур-юр-ур
ыр-ир ир-ыр ыр-ир-ыр
эр-ер ер-эр эр-ер-эр
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].
Барбос, базар, баржа, бархат, бархатный, Варвара, дар, жар, карп, карта, март, марка, нарты, пар, парк, парта, фартук, царский, чарка.
Арбуз, аркан, аромат, артист, карман, картон, картофель, повар, самовар, яркий, доярка.
Дырка, дыры, фыркать.
Кирпич, мир, пир.
Бор, вор, двор, зоркий, корка, норка, порка, сорт, торт, форт, хор, чёртик, шорты.
Ёрш, актёр, боксёр, ковёр, костёр, монтёр, пятёрка, тёрка.
Бур, куртка, Мурка, турки.
Буран, пурга.
Герб, верба, держит, жерди, мерка, нерпа, первый, серп, терпкий, ферма, черви.
Юркий, юрта.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].
Анна кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир.
У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами.
Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. Командир поднялся на катер.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПОТЕШКАХ, РАССКАЗАХ, ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
Выучить потешки, отработав произношение звука [Р].
Барашеньки-Крутороженьки
По горам гуляют,
В дудочку играют,
Раю развлекают.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Шёл Егор через двор.
Нёс Егор с собой топор.
Шёл Егор чинить забор.
Проговаривать скороговорку, чётко произнося звук [Р].
Под крутой горкой —
Сырок с красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.
Выучить двустишье, отработав произношение звука [Р].
Рыжий Ромка очень рад —
У него родился брат.
Отгадать и выучить загадку, отработав произношение звука [Р] в словах.
Чёрный, проворный,
Кричит «крак» —
Червякам враг.
(грач)
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Р].
Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видал. Отец спросил: «Кто разбил?» Мальчику было страшно, но он сказал: «Я разбил». Отец похвалил: «Спасибо за правду».
(по Л.Толстому)
КРОТ
У нас в огороде хозяйничает крот: прорывает ходы, портит парники с огурцами и помидорами, грызёт морковку. Даже под забором прорыл коридор. Уходи, крот, из нашего огорода, не то поставим на тебя капкан.
Отработав произношение звука [Р] в словах, провести подвижные игры.
ЗАЯЦ ЕГОРКА
Заяц Егорка Дети бегут по кругу, взявшись за руки, в
Свалился в озерко. центре на корточках сидит один ребёнок
Бегите под горку!
Спасайте Егорку Дети подбегают к нему и помогают встать
ИГРА В СТАДО
Мы вчера играли в стадо, Идут по кругу, взявшись за руки
И рычать нам было надо. Останавливаются, делают «коготки».
Мы рычали: «Р-р-р»
И мычали: «My», Делают «рожки».
По-собачьи лаяли: «Гав». Встают на четвереньки.
Опять идут по кругу.
Не слыхали замечаний
Нины Николаевны.
А она сказала строго:
— ЧТО За ШУМ ТАКОЙ у Вас? (Слова логопеда.)
Я детей видала много —
Таких вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ: Останавливаются.
— Никаких детей тут нет! Качают головой.
Мы не Ромы и не Вовы — Загибают пальцы.
Мы собаки и коровы! Встают на четвереньки, потом делают «рожки».
— А она в ответ:
— Да что вы? Идут по кругу.
Ладно, если вы коровы, (Слова логопеда.)
— Я тогда — пастух.
— И прошу иметь в виду:
— Я коров домой веду.
(А.Барто)
У КОТА-ВОРКОТА
У кота-воркота Дети парами
Не закрыты ворота. выстраиваются
Не закрыты ворота друг за другом,
Для честного народа. Один человек проходит через
Проходи, народ, все ворота и разбивает
В огород. последнюю пару и т.д.
Уклад органов артикуляции.
При произнесении звука [Р] органы артикуляционного аппарата располагаются следующим образом:
– губы слегка растянуты;
– зубы разомкнуты;
– боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
– кончик языка, весь передний его край подняты и неплотно прилегают к альвеолам верхних резцов и вибрируют под напором выдыхаемого воздуха;
– мягкое нёбо поднято и закрывает прохождение струи в нос;
– голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
При произнесении звука [Р’]:
– губы растянуты в улыбке больше, чем при звуке [Р];
– язык: дополнительный подъём спинки языка к нёбу и перемещение его вперёд, а так же более низкое положение кончика языка;
– мягкое нёбо поднято и закрывает прохождение струи в нос;
– голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р]
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ - ДР-
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р]
дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].
Драка, драный, драться.
Драже, драчун, дрова, дрожать.
Вёдра, выдра, пудра, эскадра.
Бодрость, мудрость. __
Дрыгать, дрын.
Кадры, кедры, щедрый.
Дровни, дрозд, дрок, дроссель.
Друг, дружба, дружный дружить, другой.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ - ТР-
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].
тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].
Травка, травма, трап, трасса.
Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.
Быстрая, завтра, завтрак, завтракать, стража, страна, страница, странный, странник, острая, пёстрая, штраф, шустрая.
Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость. Метро, стройка, патрон. Трубка, труд, трудный. Трубить, трудиться.
Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ -ДР-, -ТР-
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].
Друзья поднимаются по трапу. На стройку мы приехали в трамвае. У матроса трубка. Подруги увидели страуса. Дрозды — дружные птицы. В нашей стране много кедра. Дрова лежат на траве. Ведро стоит около костра. На этой странице нарисован театр. Завтра мы поедем на метро.
Выучить скороговорки, отработав произношение звука [Р].
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
На травке тропка, травка на тропке.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].
ра-ры-рэ-ро-ру
ры-рэ-ро-ру-ра
рэ-ро-ру-ра-ры
ро-ру-ра-ры-рэ
ру-ра-ры-рэ-ро
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].
Рад, рада, радость, радуга, радио, рак, раковина, рама, рана.
Баран, баранка, буран, варан, гараж, дыра, жара, жираф, нора, пора, парад, ура, Чебурашка, шарада.
Работа, работник, рабочий, работать, ракета, ракетный, ракетчик, рассказ, расчёска, расчёсывать.
Барабан, карандаш, муравей, парашют, пирамида, сарафан, ураган, фара, царапать.
Рыба, рыбный, рыжий, рыжик, рынок, рысь, рыть, рытвина, рыхлый.
Дары, дворы, комары, топоры.
Базары, боксёры, бульвары, горы, дыры, куры, мундиры, норы, помидоры, товары, уборы.
Рубка, руки, русский, русый, ручка.
Кукуруза.
Рубанок, рубильник, рубить, ружьё, рукав, рукавица, румянец, ручной.
Ров, ровный, рог, род, родина, рожки, роза, розовый, Рома, рослый.
Ворона, ворота, горох, жирок, коробка, корова, короткий, макароны, сорока, творог, урок, хороший.
Проговаривать слоги и слова, чётко произнося звук [Р].
ра-ра-ра — у лисы нора
ро-ро-ро — новое ведро
РУ-РУ-РУ — ягод наберу
ры-ры-ры — летят комары
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].
У Раи розовые розы. Рома собирает рыжики. Ира читает рассказ. Юра — барабанщик. Вера ест пирожное. На морозе нужны рукавицы. В огороде растёт кукуруза. У мамы оранжевый сарафан. Катя собирает помидоры.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].
бра-бры-бро-бру
вра-вры-вро-вру
гра-гры-гро-гру
кра-кры-кро-кру
пра-пры-про-пру
фра-фры-фро-фру
хра-хры-хро-хру
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].
Бравый, брак, брат, брасс.
Кобра.
Брызги, брынза.
Бровь, брод, бром, бронхи, бросить, брошка.
Брус, брусья.
Брусника.
Враг, врать, врач.
Врыть.
Ковры.
Вру, врубить, вручить.
Вроде, врос.
Грамота, грань, .грач.
Граница, графин, виноград.
Грызун, грызть.
Грубый, грудь, груши.
Гроздь, грозный, грозы, громко, грохот.
Краб, кран, краска, красить, красный.
Крапива, красивый.
Круг, кружка, кружит.
Вокруг.
Кролик, кромка, крот, крошка.
Крыса, крыша, крышка.
Правда, прачка.
Направо.
Пруд, пружина.
Прыгать, прыжок.
Провод, проводка.
Фронт, фрукты.
Цифра.
Хранить, храп, храпеть.
Хрупкий, хруст.
Охрана, сохранить.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].
На краю стола гроздь винограда. В кружке красная брусника. Брат прыгнул в пруд. Груша — это фрукт.
Крыса — грызун. На крыше грачи. Прачка стирает простыни. Фрося принесла кролику прутики.
Водопроводчик чинит кран.
Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Р].
Любит Груша виноград,
Любит груши Груша.
Фрукты Груше купит брат,
Груша будет кушать.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].
ар-яр яр-ар ар-яр-ар
ор-ёр ёр-ор ор-ёр-ор
ур-юр юр-ур ур-юр-ур
ыр-ир ир-ыр ыр-ир-ыр
эр-ер ер-эр эр-ер-эр
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].
Барбос, базар, баржа, бархат, бархатный, Варвара, дар, жар, карп, карта, март, марка, нарты, пар, парк, парта, фартук, царский, чарка.
Арбуз, аркан, аромат, артист, карман, картон, картофель, повар, самовар, яркий, доярка.
Дырка, дыры, фыркать.
Кирпич, мир, пир.
Бор, вор, двор, зоркий, корка, норка, порка, сорт, торт, форт, хор, чёртик, шорты.
Ёрш, актёр, боксёр, ковёр, костёр, монтёр, пятёрка, тёрка.
Бур, куртка, Мурка, турки.
Буран, пурга.
Герб, верба, держит, жерди, мерка, нерпа, первый, серп, терпкий, ферма, черви.
Юркий, юрта.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].
Анна кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир.
У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами.
Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. Командир поднялся на катер.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПОТЕШКАХ, РАССКАЗАХ, ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
Выучить потешки, отработав произношение звука [Р].
Барашеньки-Крутороженьки
По горам гуляют,
В дудочку играют,
Раю развлекают.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Шёл Егор через двор.
Нёс Егор с собой топор.
Шёл Егор чинить забор.
Проговаривать скороговорку, чётко произнося звук [Р].
Под крутой горкой —
Сырок с красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.
Выучить двустишье, отработав произношение звука [Р].
Рыжий Ромка очень рад —
У него родился брат.
Отгадать и выучить загадку, отработав произношение звука [Р] в словах.
Чёрный, проворный,
Кричит «крак» —
Червякам враг.
(грач)
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Р].
Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видал. Отец спросил: «Кто разбил?» Мальчику было страшно, но он сказал: «Я разбил». Отец похвалил: «Спасибо за правду».
(по Л.Толстому)
КРОТ
У нас в огороде хозяйничает крот: прорывает ходы, портит парники с огурцами и помидорами, грызёт морковку. Даже под забором прорыл коридор. Уходи, крот, из нашего огорода, не то поставим на тебя капкан.
Отработав произношение звука [Р] в словах, провести подвижные игры.
ЗАЯЦ ЕГОРКА
Заяц Егорка Дети бегут по кругу, взявшись за руки, в
Свалился в озерко. центре на корточках сидит один ребёнок
Бегите под горку!
Спасайте Егорку Дети подбегают к нему и помогают встать
ИГРА В СТАДО
Мы вчера играли в стадо, Идут по кругу, взявшись за руки
И рычать нам было надо. Останавливаются, делают «коготки».
Мы рычали: «Р-р-р»
И мычали: «My», Делают «рожки».
По-собачьи лаяли: «Гав». Встают на четвереньки.
Опять идут по кругу.
Не слыхали замечаний
Нины Николаевны.
А она сказала строго:
— ЧТО За ШУМ ТАКОЙ у Вас? (Слова логопеда.)
Я детей видала много —
Таких вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ: Останавливаются.
— Никаких детей тут нет! Качают головой.
Мы не Ромы и не Вовы — Загибают пальцы.
Мы собаки и коровы! Встают на четвереньки, потом делают «рожки».
— А она в ответ:
— Да что вы? Идут по кругу.
Ладно, если вы коровы, (Слова логопеда.)
— Я тогда — пастух.
— И прошу иметь в виду:
— Я коров домой веду.
(А.Барто)
У КОТА-ВОРКОТА
У кота-воркота Дети парами
Не закрыты ворота. выстраиваются
Не закрыты ворота друг за другом,
Для честного народа. Один человек проходит через
Проходи, народ, все ворота и разбивает
В огород. последнюю пару и т.д.
Похожие темы
» Работа над звуком "З"
» Работа над звуком "Ц"
» Работа над звуком "Р'"
» Работа над звуком "Л"
» Работа над звуком "С"
» Работа над звуком "Ц"
» Работа над звуком "Р'"
» Работа над звуком "Л"
» Работа над звуком "С"
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|